Русская реклама в Питтсбурге
Портал русскоговорящего Питтсбурга
Свадебный марш в летнюю ночь: Феликс Мендельсон
Автор: Людмила Баршай
Кому не знакомо имя Мендельсона? Именно под его музыку торжественно вступают в брачный союз миллионы влюблённых пар. Мендельсон Бартольди Якоб Людвиг Феликс – таково было полное имя этого немецкого композитора, дирижёра, пианиста, органиста и основателя консерватории. Хотя всё начиналось для него не очень-то многообещающе. Дед Феликса, Моисей Мендельсон, в 14-летнем возрасте прибыл в Берлин буквально нищим. Худой и жалкий, он стоял перед стражей у главных городских ворот. Когда его спросили, для чего он пришёл, тот, заикаясь, попытался произнести единственное известное ему слово на немецком языке – ”lernen” (учиться). Поскольку евреям запрещалось пользоваться главным входом, стража отослала его к воротам, через которые впускали скот. В книге регистрации тех дней сохранилась запись: «Сегодня через ворота пропустили 6 волов, 7 свиней и одного еврея». Это случилось в 1743 году. Прошли годы, и смуглый маленький горбун стал самым дерзким философом в Берлине и написал множество популярных книг. Авраам, старший из его восьми детей, был совершенно иного склада: красивый, высокого роста, несколько медлительный в движениях. Имея небольшой капитал, он сумел организовать огромный банк. Богатый, степенный и консервативный во взглядах, он никогда ни с кем не ссорился и хранил банковские вклады с надёжно. Но та искра, которая была в Моисее Мендельсоне, поднявшемся из нищеты, не погасла и принесла славу его внуку. Феликс Мендельсон родился в 1809 году. Богатство и роскошь окружали его со дня рождения. Одно лишь омрачало его судьбу – он родился евреем. А значит, живя в Берлине, он был бесправен. По закону государство могло бы за одну ночь лишить его всего имущества. Естественно, отец всячески скрывал богатство семьи. Однажды Феликс вернулся домой из певческой школы, горько плача. Он рассказал отцу, как дети насмехались над ним, когда исполняли «Страсти по Матфею». Они кричали: «Посмотрите на этого еврейского мальчика, поющего Христу!». Услышав это, отец повёл своих детей в лютеранскую церковь, где с помощью нескольких капель воды их окрестили в христианскую веру, признаваемую государством. Родители прибегли к защитной мантии христианства, но, числилясь христианами и формально будучи членами церкви, никаких христианских убеждений не имели. Музыка много значила для Феликса. Она завоевала его сердце, когда ему было всего шесть лет, а в девять он уже давал публичные концерты. За полтора года Феликс создал около 50 сочинений. Самым замечательным событием его юности было выступление перед знатоками музыки Германии, которые дали его игре самую высокую оценку. Мендельсону было двенадцать. Прекрасные способности и мастерство мальчика были настолько очевидны, что знаменитый пианист Мошель записал в своём дневнике: «Феликс уже зрелый исполнитель». Феноменально быстрое освоение подростком пространства классической гармонии удивляло всех его педагогов. Юный музыкант рос в одном из красивейших особняков Берлина, в окружении друзей из богатых семей. В одиннадцать лет мальчик поступил в Берлинскую певческую академию. Позже композитор и педагог Цельтер взял своего ученика с собой в Веймар, чтобы представить поэту Гёте. Феликс произвёл на поэта очень сильное впечатление не только музыкальной одарённостью, но и личным обаянием. В своём письме к родителям Феликс даёт настолько яркое описание встречи с Гёте, что можно смело говорить и о выдающемся литературном таланте юного музыканта. Гёте прочил Феликсу великую славу и не ошибся. А кроме того, между ними возникла дружба, продлившаяся всю жизнь. В тринадцать лет Феликс уже сочинял произведения практически во всех музыкальных жанрах. Начинающего композитора сравнивали с Моцартом и Бетховеном. Но, несмотря на успехи сына, Авраам Мендельсон всё ещё не был уверен в его музыкальном будущем. Он отвёз подростка в Париж, чтобы показать его Луиджи Керубини – крупнейшему музыкальному авторитету Франции. К удивлению отца, авторитет благосклонно отнёсся к Феликсу и тоже предрёк ему большое будущее. Летом 1826 года за несколько недель Мендельсоном была написана увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Это произведение включало в себя и всем нам известный свадебный марш. Эта мелодия принесла молодому композитору мировую славу. 1829 год стал эпохальным в музыкальной жизни Европы. По инициативе и под управлением 20-летнего Мендельсона были исполнены «Страсти по Матфею» Баха, что послужило возрождением вокальной музыки этого выдающегося композитора прошлого. Работа над «Страстями по Матфею» была долгой и кропотливой, Мендельсон собрал оркестр и хор и не только смог прекрасно дирижировать оркестром, но и почувствовал произведение и драматическую суть изнутри. Впечатление от постановки было настолько сильным, что академия решила ежегодно включать её в свой репертуар, а Мендельсон получил международное признание. В апреле 1829 года он поехал в Англию. Спустя несколько недель композитор праздновал свой первый успех после исполнения концерта для двух фортепиано с оркестром и симфонии, написанной им ещё в пятнадцатилетнем возрасте. По окончании музыкального сезона ставший известным композитор отправился вместе с одним из своих друзей в Шотландию, а затем в Уэльс. Результатом этой поездки стала грандиозная «Шотландская симфония». А вскоре молодой композитор осуществил свою давнюю мечту – отправился в большое путешествие по Европе. Побывав в Париже, популярный композитор обрёл множество новых друзей в музыкальном мире, среди которых были Лист и Шопен. Неожиданным провалом закончилось исполнение одной из симфоний Мендельсона. Уже во время второй репетиции оркестр отказался её исполнять, так как она была слишком «академичной». Этот провал стал первым серьёзным разочарованием избалованного успехами и признанием композитора. Прошло совсем немного времени после этой неудачи, и Феликс получил одно за другим печальные известия: сначала он узнал о смерти своего близкого друга, а затем ушёл из жизни Гёте. Да и сам композитор тяжело заболел холерой. Вскоре приходит новое печальное известие: умер Цельтер, переживший своего друга Гёте всего лишь на несколько недель. Так, за короткий срок Мендельсон потерял сразу двух друзей-покровителей. В 1832 году композитор возвратился в Берлин и завершил работу над «Итальянской симфонией». Во время её премьеры он сам дирижировал оркестром, что вызвало у слушателей особый интерес. После триумфа композитор получил приглашение из Дюссельдорфа на музыкальный Нижнерейнский фестиваль в качестве дирижёра. В скором времени oн стал музыкальным руководителем Певческой академии Дюссельдорфа. В январе 1835 года Феликс Мендельсон принял предложение из Лейпцига занять место музыкального директора и руководителя концертного зала «Гевандхауз». Как дирижёр он коренным образом изменил принципы управления оркестром, сделав его единым целым. Теперь музыканты равнялись не на первую скрипку, как это было принято ранее, а на дирижёра. С присущим ему магнетическим красноречием языка жестов он буквально подчинил себе музыкантов. Оркестр получил широкую мировую известность. Скоро в Лейпциге была открыта первая в Германии консерватория, и инициатором её создания тоже был Мендельсон. В консерватории преподавали лучшие мастера, а сам Мендельсон вёл класс композиции. Лейпциг стал одним из центров музыкальной жизни Европы. Личная жизнь автора свадебного марша тоже сложилась как нельзя лучше. В возрасте 28 лет он женился на 17-летней Сесилии Жанрено, красивой и застенчивой девушке. Она была дочерью пастора и родила мужу пятерых детей. Но с каждым годом здоровье покидало Мендельсона. Врачи запретили ему публичные выступления. В мае 1847 года Феликса постигла тяжёлая утрата – от инсульта внезапно умерла его любимая сестра Фанни. После смерти сестры Мендельсон начал быстро угасать. Вечером 4 ноября 1847 года жизнь покинула его. Похоронен Феликс Мендельсон рядом со своей сестрой. При всех его музыкальных заслугах нет на земле человека, который смог бы сделать влюблённым подарок более красивый и торжественный, чем тот, что подарил им Феликс Мендельсон. Главная свадебная мелодия звучит для них уже почти двести лет! Ваша поддержка помогает улучшать наши медиапроекты. Спасибо за ваш вклад! |